Муниципальное образовательное учреждение г. Цимлянск
Ростовская область

Лицей №1


 
Очерки о школе

«Да будет память близких с нами»

Нечитайлова Елена Викторовна

 

Как-то в канун праздника Победы посчастливилось нам с ребятами побывать в городе- герое Волгограде. Город встретил нас пряным запахом сирени и раскатами первой весенней грозы. Когда мы приехали на Мамаев Курган, словно по заказу, выглянуло солнце, заиграла бликами молодая листва, создавая чарующую атмосферу праздника обновленной природы. И вдруг оборвалась тишина весны- вой сирен, звуки взрывов и стальной голос Левитана: «22 июня 1941 года в четыре часа утра…» Ребята притихли. «Что это?» Это- война. Страшная, беспощадная война, память о которой застыла в камне на Мамаевом Кургане, в записях военных сводок и репортажей, в душах людских, в глазах ветеранов, в словах поэта:

« Стояла батарея за этим вот холмом,

Нам ничего не слышно, а здесь остался гром…»

А.Тарковский.

«Смотрите, - зовут ребята, - сколько имен высечено на каменных стенах! Неужели так много людей здесь погибло?»

« Много, очень много. Здесь была великая битва. Тогда, в июле 1941 фортуна войны сделала крутой разворот, унося сотни тысяч человеческих жизней. Невероятно высокой ценой была завоевана здесь победа. И хотя уже прошло более шестидесяти лет со дня той страшной битвы, жители города свято чтут память о погибших за свой родной город, за нашу Родину.

А знаете ли, что среди имен защитников Сталинграда, таково было имя города в военные годы, есть имя выпускника и нашей Цимлянской средней школы? Это Жиров Миша. Он был выпускником страшного 1941 года.

Выпускницей этого же года была и учительница литературы нашей школы Каймачникова Мария Павловна. Она часто рассказывала нам, своим ученикам, о судьбах своих одноклассников. О том, какой замечательный выпускной бал был 17 июня 1941 года в школе станицы Цимлянской. Выпускники были полны надежд, у всех были планы продолжать учебу, стать врачами, учителями, летчиками. Все были молоды и счастливы! Но, казалось, что самым счастливым был Миша Жиров. Он весь вечер танцевал и не сводил восхищенных глаз со своей одноклассницы – Амалии Гулачи. Никто и не сомневался, глядя на Михаила и Амалию, что впереди у них долгая счастливая жизнь полная любви и радости…

…Но через четыре дня мир изменился. В судьбу каждого человека вмешалась война, разрушив мечты и надежды. Все, как один, мальчишки выпускного класса ушли добровольцами на фронт.

Мария Павловна вспоминала как провожать их на Цимлянскую пристань пришли все станичники. Пароход уходил по Дону на Ростов, и никто не верил, что это прощание навсегда. Не верила и Амалия.

« А на выезде плачет жена,

Причитая и руки ломая,

Словно черные кони Мамая

Где-то близко, как в те времена,

Мчатся, снежную пыль подымая,

Ветер бьет и звенят стремена.»

А.Тарковский.

Михаил Жиров погиб в боях за Сталинград. Его имя застыло в камне, а его восторженный взгляд и улыбка - в памяти Амалии.

Шли годы, оставляя на лице Амалии Гулачи свой след, а Михаил так и остался навсегда молодым. Случилось так, что переехала Амалия жить в Волгоград. И каждый год в День Победы приносит она на Мамаев Курган букет цветов, находит взглядом дорогое имя среди имен героев войны и вспоминает бал 17 июня 1941 года в Цимлянской школе».

Посетив Мамаев Курган, мы поехали на экскурсию по городу, а потом решили взглянуть на панораму Волгограда со стороны Волги. Прогулка на катере доставила всем огромное удовольствие. На открытой палубе играла музыка, ребята танцевали, фотографировались. А один мальчик сидел у борта, не отрывая глаз от величественной картины города-героя. «Смотрите! Мамаев Курган! – воскликнул он. - Теперь, когда вы рассказали нам об Амалии и Михаиле, для меня этот город стал дороже, роднее что ли. Ведь здесь сражался и погиб мой земляк».

Паренек перевел взгляд на бегущую за бортом волну Великой русской реки. И, встрепенувшись, словно поймав на лету важную мысль, сказал: «Я думаю, что каждый человек, который защищал мою Родину – мой земляк. Ведь, правда?»

 

 

Память поколений. 

Нечитайлова Елена Викторовна

С каждым днем все дальше уходит в глубь времени Великая Отечественная война. Уходят люди, знавшие о ней не понаслышке. Но каждый день кто-то впервые в жизни слышит об этой войне, узнает о ее героях и впервые ощущает всеобъемлющее чувство благодарности за свою мирную жизнь. Как важно это чувство для ребенка, впервые познающего историю своего народа, своей семьи. Важно для осознания себя неотъемлемой частью этой истории, для осознания неоценимой значимости родной Земли. И, если на глазах ребенка блестят слезы, когда он узнает о судьбах людей, воевавших в далекие сороковые годы, если он просит подержать в руках фотографию выпускников школы 1941 года, если он стоит, не отводя глаз от Вечного Огня, то все это свидетельствует о том, как же сильна душа нашего народа.

Подбирая материал для журнала «Одноклассник», который выпускают ребята в классе, мы обращались к самым разным темам, но самыми интересными, вызвавшими множество эмоций у ребят, были очерки о Великой Отечественной войне, об участии в этой войне родных и близких людей. В процессе подготовки материала ребята много узнали об истории своих семей. Так, Ксюша Салихова написала о своем дедушке Алексее Григорьевиче Салихове, воевавшем за оборону Ленинграда. Валя Самойлина рассказала о героях Житомирского подполья, среди которых был ее прадедушка Евдоким Игнатьевич Роговский. А из очерка Жени Коробова Мы узнали, что его дедушка, Иван Тихонович Коробов, принимал участие в освобождении Будапешта.

Был в нашем журнале интересный очерк о героической судьбе выпускниц нашей школы 1941 года – Лизы Филомеевой, служившей в санчасти и погибшей при форсировании Днестра; Люды Филевой, воевавшей на Черноморском флоте; Клавы Смирновой, прошедшей боевой путь 56 армии. Этот интересный материал был подготовлен Слепченко Лешей со слов Шубиной Веры Петровны, тоже выпускницы страшного военного года.

Очерки ребят вызвали большой интерес, были опубликованы в районной прессе, и ребят пригласили посетить экспозицию в краеведческом Цимлянском музее.

Что сразу привлекло внимание семиклассников, так это огромная красивая картина «Клятва казаков» и карта, выполненная маслом на холсте- « Боевой путь пятого донского казачьего кавалерийского корпуса 41-45 годов». Ребята узнали, что автором картины и карты является непосредственный участник боевого пути казачьего кавалерийского корпуса, учитель изобразительного искусства нашей Цимлянской школы №1 Зиновьев Александр Петрович.

Боевой путь протяженностью 9000 км был начат в г.Кизляре, где была сформирована конная гвардия, участвовавшая в боях за освобождение многих родных городов, в том числе Ростова, Таганрога, Киева. А так же в освобождении Венгрии и Австрии. Двенадцать членов корпуса были отмечены званием Героев Советского Союза.

Карту боевого пути Александр Петрович начал писать еще в Австрии, выменивая на сало у местных жителей масляные краски. Заканчивал работу уже в родной Цимле. И подарил ее краеведческому музею города. По окончании войны Александр Петрович много лет работал учителем в Цимлянской первой школе. Это был необыкновенный учитель.

Учитель-фронтовик организовал в школе музей, который стал центром притяжения ребят во внеурочное время. Каждый экспонат музея- это история жизни родной Земли, это частица души каждого, кто создавал и любил школьный музей.

Сейчас, по прошествии многих лет, уже взрослые бывшие выпускники школы с любовью и уважением вспоминают своего Учителя. Вспоминают, как Александр Петрович организовывал туристические походы по местам боев 5-го Донского казачьего корпуса. Сколько важных фактов об истории Великой войны узнали ребята из рассказов Учителя, а так же при встречах с жителями городков и сел, освобожденных 5-м Донским казачьим корпусом. Участниками похода были составлены карты, сделаны фотографии, оформлены альбомы с интересным краеведческим материалом.

Сегодня в школе бережно хранится альбом, сделанный под руководством Александра Петровича в 1964 году. И сегодня школьники XXI века с интересом узнают о той поисковой работе, которую проводили их сверстники пол века назад.

Сейчас Александр Петрович Зиновьев уже на пенсии, и все, что он сделал для увековечивания памяти о Великой Отечественной войне, помогает новым поколениям осознать силу и мощь своей страны.

В просторный зал краеведческого музея заходит группа экскурсантов- первоклассники. В глазах ребятишек удивление и восторг. Им интересно здесь все, но особый интерес вызывает большая красивая картина: воины на конях, сабли сверкают в лучах солнца, ветер несется с донских просторов… Именно с этой картины начинается знакомство ребят с великим подвигом своего народа.

Лучше гор могут быть только горы

Нечитайлова Елена Викторовна

В конце учебного года в Детской школе искусств проходит защита выпускных работ. Приглашаются родители выпускников, учителя из общеобразовательных школ. С удовольствием принимаю эти приглашения, поскольку получаю истинное наслаждение от знакомства с ребячьей живописью. Люблю разнообразие сюжетов и техник. Люблю разглядывать в нехитрой графике рисунка искренние, светлые мысли ребенка. Люблю ощущать ту положительную энергию, которую дарят проникновенные детские работы.

Нежные лепестки цветов, грустные глаза щенка, застенчивая улыбка Пьеро- все трогательно и мило. Как-то я переходила от одной картины к другой… И вдруг словно мир расширил свои границы и приобрел объем. Словно повеяло ароматом диковинных цветов и стало больше солнечного света. Мой взгляд замер на вершинах гор.

Это были именно те горы, о которых пел Высоцкий. Это были горы, от снежных вершин которых веяло холодом, а на альпийских лугах которых нежно таяли яркие цветы. Это были горы, которые таили в себе загадку, и манили, обещая открыть тайну красоты мира…

На следующей картине были горы, окружающие хрустальную поверхность озера, а на следующей- головокружительные склоны, создающие ощущение притягательной опасности.

Работы завораживали и приковывали к себе взгляд. Хотелось рассмотреть мельчайшие подробности полотен, полюбоваться движением кисти Мастера, цветовой гаммой его палитры…

А Мастер стоял рядом, тая в глазах счастливую улыбку. Им оказалась очаровательная юная леди, влюбленная в горы. Ученица 10 класса Лена Гришагина. На вопрос: »Почему именно горы?» она ответила, что просто любит их. Что каждый год она с родителями отправляется в туристический поход, покидая наш степной край. Что в горах она чувствует себя счастливой и пытается на своих картинах удержать те прекрасные мгновения, которые ей подарили горы.

Отец Лены, альпинист с многолетним стажем, стремится оставить с собой красоту гор в виде множества фотографий. Это и сияющие ледники на вершинах, и лесистые пологие склоны, и, залитые розовым светом восхода, снежные долины, и расплывчатые очертания гор в вихре разбушевавшейся непогоды.

Картины и фотографии, хранящие в себе самые радостные и яркие впечатления- это богатство всей семьи. Это то истинное богатство, которое не исчисляется в денежном эквиваленте, которое дано на Земле только людям особого склада.

Я знала Лену уже не один год, общалась с ней на уроках, но даже не могла представить, какой мир окружает эту скромную, милую девочку. В суматохе повседневности мы, к сожалению, так часто упускаем самое важное. Сосредоточив свое внимание на умениях моей ученицы писать уравнения химических реакций и решении задач, я не знала, что Лена имеет звание «Альпинист России». Не знала о тех восторгах и тех трудностях, что выпали на ее долю при покорении горных вершин. Четыре тысячи метров- эта высота покоряется не каждому взрослому человеку, не то что школьнице.

О своем самом трудном восхождении Лена рассказывала с улыбкой. Да, было тяжело. Приходилось идти по склону все время вверх и еще нести на себе груз. Приходилось спать на снегу в спальном мешке, готовить еду из скромных запасов. Но что все это значит по сравнению с той радостью, которую ощущаешь на вершине! Радость от сознания преодоления природы и преодоления самой себя. Радость от созерцания красоты мира, которую можно познать, только достигнув вершины.

Каждая картина Лены полна этой радостью. Каждая картина полна силой прекрасного, чистого и , порой, сурового мира. Силой, которую горы дали девочке. Силой, которая теперь проявляется в ее творчестве, в поступках и даже во взгляде.

«Эти картины продаются?»- прозвучал вопрос на выставке детских работ.

«Нет. Эти картины- собственность моей семьи»- был ответ Мастера.

 

Он нас учил .

Скакунов Борис Васильевич

В 40-х - 60-х годах уже прошлого века работал в Цимлянской средней школе N1 учитель русского языка, литературы, логики и психологии Ларионов Степан Петрович. Он родился в 1895 году в многодетной казачьей семье. За общинные деньги один из всего хутора учился в Новочеркасской учительской семинарии (позднее - учительский институт).

Казачье общество послало его на учебу как лучшего ученика церковно-приходской шко­ лы. А еще хуторской мальчик безотказно и быстро писал письма по просьбам своих одно­сельчан, которые поголовно не владели грамотой.

Недолго пришлось молодому учителю поработать в школе из-за войны 1914 года. Вот он в своей новенькой форме учителя (на снимке). Форма была обязательной, учительницы тоже носили форменную одежду. В школу он вернулся только после революции и гражданской войны - в Краснодарский' край учителем русского языка, завучем.

После Великой Отече­ ственной войны приехал с семьей в станицу Цимлян­скую, работал в ЦСШ N1 до 1969 года. Выпускники •тех лет помнят его необык­ новенную доброту, пре­ данность литературе, рас­ сказы о встречах с извест­ ными писателями: Шоло­ ховым, Серафимовичем, Изюмским.

В газете "Коллектив­ ный труд" печатались его очерки о донской приро­ де, казачьей жизни, на­ родных обычаях. До конца дней своих (умер в 1991 году в возрасте 96 лет) со хранял живость ума, пре красную память, встречал­ ся и переписывался со сво­ ими учениками, много чи­ тал, постоянно работал по дому и в саду.

В годы гражданской войны Степан Петрович повстречал" молоденькую учительницу начальных классов Варю и полюбил ее на всю жизнь. Девушка из большой рабочей семьи с огромным трудом проби валась к образованию. Ее отец, столяр-краснодерев­ щик, из шести детей сумел обучать в женской гимназии в Анапе только одну дочь.

Одаренных и прилежных девочек из бедных семей пос­ ле окончания гимназии бес­платно обучали в специальном педагогическом классе. Они получали профессию "учительница начальных классов" и уезжали в малень­ кие сельские школы. Так Варя стала учительницей и никогда не пожалела об этом. Дети любили моло­ дую, красивую' учительницу за веселый нрав, строгость и справедливость, способ­ ность понять и помочь каж­ дому. Она имела артисти­ ческую натуру, прекрасно читала стихи и прозу, "представляла" сказки в ли­цах. Ее педагогическое кре­ до: воспитывать детей на при­ мерах русских сказок, заме­ чательных произведений классиков, героической ли­ тературы.

Многое пришлось пере­ жить учительской семье: вой ну и голод, тиф, бегство от фашистов с маленьким ре­ бенком, военное лихолетье 1941-1945 годов, послевоен­ ную разруху. Но как много истинной радости давала совместная школьная рабо­ та, духовная общность, лю­ бовь к детям! У старых педа­ гогов было вдохновение, ко­ торое они передавали своим ученикам.



Скачать: Да будет память близких с нами.doc

Скачать: Память поколений.doc

Скачать: Лучше гор могут быть только горы.doc

Скачать: Скакунов.doc


Хостинг от uCoz